Верхнее фото – Ohad Ben-Ari. © Markus Fritz
Изменение – вместо Охада Бен-Ари концерт сыграет пианистка Офра Ицхаки
Офра Ицхаки – поэтичная и глубоко эмоциональная пианистка – была назван журналом New York Magazine «сенсационной исполнительницей», а газета Ха-Арец написала о ней – «глубокая виртуозная исполнительница».
Репертуар Офры Ицхаки – от музыки Баха и его современников до композиторов нашего времени, ее собственного поколения.
Занятия на фортепиано Офра Ицхаки начала в 5 лет, а в возрасте 8 лет впервые выступила в концерте, состоявшемся в Тель-Авивском музее. После получения образования в Иерусалимской музыкальной академии она стала обладателем стипендии Владимира Горовица в Джульярдской школе, где получила степень доктора музыки по классу фортепиано. После участия в мастер-классах в Веймаре в Германии ее пригласил для частных уроков легендарный австрийский пианист Пауль Бадура-Шкода, уделив основное внимание музыке Баха и композиторов Первой венской школы.
Ицхаки дебютировала в Америке после победы на конкурсе концертов Института Ван Клиберна в качестве солиста Камерного оркестра Форт-Уэрта в Техасе. Ее нью-йоркский концертный дебют прошел через несколько лет – в качестве солистки с Американским симфоническим оркестром в в Линкольн-центре. Позже она выступала в Карнеги-Холл с программой мировых премьер современной американской фортепианной музыки. Последующее приглашение тогдашнего директора Карнеги-Холла Франца Ксавера Онесорга выступить на немецком фестивале Klavierfestival Ruhr привело к ее европейскому творческому дебюту, описанному немецкой прессой как «вечер с душой, поэзией и прекрасной музыкой».
Офра Ицхаки – страстная исполнительница и интерпретатор современной музыки. Ее серия концертов-лекций об израильской фортепианной музыке, основанная на ее докторской диссертации на эту тему и сотрудничестве с израильскими композиторами, привела ее в культурные и академические центры в Германии и в США.
Третий концерт из серии «Вокальное переживание» Израильского Вокального Ансамбля – один из самых любопытных в этом сезоне. Солисты ансамбля, вместе со всемирно известным пианистом Охадом Бен-Ари, лауреатом конкурса Рубинштейна, и трио саксофонов Тель-Авива (Ган Лев – тенор-саксофон, Мааян Джеймс – сопрано-саксофон, Зив Саламе – альт-саксофон) исполнят фрагменты из «Хорошого темперированного клавира» Баха.
С универсальностью музыки Баха не может сравниться музыка ни одного композитора. Бах говорит со слушателями и доносит свои послания до каждого, независимо от его происхождения, религии или возраста. Как в любом случае, когда речь идет о чуде, трудно точно определить, что именно делает музыку Баха такой, какая она есть. Быть может, тот факт, что инструментальная музыка, даже не будучи религиозной, пробуждает возвышенные чувства, в то время как музыка духовная, церковная, всегда есть театр, или, быть может, из-за четкого ритмического рисунка, характерного для композиций Баха.
В интервью, которое дал из Германии в преддверии концертов в Израиле, пианист Охад Бен-Ари рассказывает о своем волнении в преддверии совместных концертов с Израильским Вокальным Ансамблем. «Даже в периоды, наиболее загруженные работой, – говорит Охад Бен-Ари, – я как минимум полчаса в день посвящаю прелюдиям и фугам Баха из «Хорошо темперированного клавира». Это сродни тройному массажу – пальцев, интеллекта и души».
«Хорошо темперированный клавир» – одно из самых известных произведений мировой музыки для клавишных инструментов, включенный в репертуар всех великих пианистов мира, состоит из 48 частей. Бетховен изучал «Хорошо темперированный клавир» с детства, называя его «музыкальной Библией», Моцарт высоко ценил эту работу Баха. Шуман писал: «Играй усердно фуги больших мастеров, и прежде всего Иоганна Себастьяна Баха, «Хорошо темперированный клавир» должен стать твоим хлебом насущным».
Для каждого из 12 звуков, образующих октаву, написано два произведения – прелюдия и фуга, в мажоре и миноре. Первые прелюдия и фуга написаны в тональности до-мажор, вторые – в до миноре, третьи – в до-диез мажоре и так далее, заканчивая си-минор. Существует легенда (источником которой является изданный в 1792 г. «Исторический биографический словарь музыкантов» Эрнста Людвига Гербера, сына ученика Баха), что Бах сочинил первую часть очень быстро, «одним махом», находясь в неком месте, где инструмент был ему недоступен и где он очень от этого скучал.
Термин «темперированный» в контексте творчества Баха относится к тому факту, что стандартом для настройки клавишных инструментов была пифагорейская ориентация (открытие, приписываемое греческому математику Пифагору), и что связь между различными интервалами основана на математических соотношениях частот. Из-за этого можно играть мелодии в ограниченном количестве гамм, в то время как другие гаммы звучат фальшиво. Сравнительное направление, которое делит октаву на 12 равных частей, было революционным, и впервые каждая мелодия могла воспроизводиться в любой гамме, начиная с каждого звука.
Первая часть «Хорошо темперированного клавира» была опубликована в 1722 году под названием Das Wohltemperierte Klavier. Вторая вышла без названия 20 лет спустя, но, поскольку имела ту же структуру, была воспринята как продолжение первой. Прелюдии и фуги вышли с большим перерывом в виде двух томов и писались они раздельно, как отдельные части в течение 40 лет, начиная с ранних лет творчества Баха в начале 18-го века.
Хотя прелюдии и фуги «Хорошо темперированного клавира» были написаны для дидактических и педагогических нужд (название гласит: «Для юных музыкантов, которые хотят учиться, а также для тех, кто хочет улучшить свое мастерство»), это произведение считается одной из вершин творчества Баха, и исполняется величайшими музыкантами мира.
Инструмент, который мы знаем сегодня как фортепиано, не существовал в таком виде во времена Баха. Тем не менее, великие пианисты прошлого и настоящего, прекрасно осведомленные об аутентичном исполнении «Хорошо темперированного клавира», считают, что исполнение его придает ему богатое и разнообразное звучание, которое наилучшим образом достигает музыкальных намерений Баха. Бен-Ари разделяет эту точку зрения и говорит: «В «Хорошо темперированном клавире» я нахожу абсолютную музыку, которая не зависит от какого-либо конкретного инструмента. Она может быть звучать иначе, будучи сыграна на других инструментах, как и в этой программе, включающей вокал и игру на саксофоне».
Фуги представляют собой мелодии, которые частично носят вокальный характер. Поэтому выбор вокального ансамбля для исполнения отрывков этого произведения прекрасно согласуется с идеей о том, что слушателю должно быть доступно новое переживание, связанное с хорошо известным произведением, но звучащим иначе, благодаря использованию голоса и фортепиано».
Разумеется, самым узнаваемым произведением является Prelude 1 in C Major BWV 846, прелюдия, которая вдохновила немало композиторов: от знаменитой «Аве Мария» Гуно Разумеется, самым узнаваемым произведением является Prelude 1 in C Major BWV 846, прелюдия, которая вдохновила немало композиторов: от знаменитой «Аве Мария» Гуно ( www.youtube.com/watch?v=cNM9AYYaXYY ) до песни нашего современника, пианиста и певца Шломо Грониха (www.youtube.com/watch?v=f4-IHnw3WQ0)
Охад Бен-Ари (Германия, Израиль, США) – пианист, композитор и дирижер. Его произведения исполняют ведущие музыкальные коллективы, в частности, Филармонический оркестр Берлина, Симфонический оркестр Гамбурга, Филармонический оркестр Японии, а также известные музыканты-солисты. Бен-Ари выступает как пианист с концертами по всему миру, в том числе и как солист с Израильским и Берлинским Филармоническими оркестрами, с Симфоническим оркестром радио Баварии, с Оперным Мюнхенским оркестром и другими.
Бен-Ари уже в 13-летнем возрасте был принят в школу музыки при Тель-Авивском университете, в класс профессора Пнины Зальцман и профессора Йосефа Дорфмана, при поддержке Культурного Фонда Америка-Израиль. Затем он продолжил учебу у профессора Ирены Эдельштейн в музыкальной академии Германии, закончив там учебу с отличием. Бен-Ари – лауреат многочисленных международных конкурсов, в их числе – третье место на конкурсе Артура Рубинштейна в 1995 году, много концертирует по миру, вместе с такими выдающимися музыкантами, как скрипач Гай Браунштейн, виолончелист Гилад Карни, а также с духовым израильским квинтетом.
С 2010 года живет в Берлине. Бен-Ари – художественный руководитель фестиваля IDBERLIN, который он основал в 2014 году при поддержке германского правительства.
О группе саксофонов:
Квартет саксофонов Тель-Авива (в концерте участвует трио) основан в 2005 году с тем, чтобы популяризировать классический саксофон в Израиле. Ган Лев собрал своих самых способных учеников в профессиональный музыкальный квартет классических саксофонов. Они приняли участие в международном конгрессе саксофонов в Словении, и с тех пор и по сей день исполняют разнообразную и обширную программу, собранную из классических камерных произведений и специальных обработок. Отдельное внимание музыканты уделяют исполнению произведений израильских композиторов. Все участники квартета – профессиональные музыканты, выступающие как солисты, так и в составе известных израильских оркестров, известные также, как преподаватели музыкальной академии Рубина в Иерусалиме, Израильской консерватории в Тель-Авиве («Штрикер»), Иерусалимской консерватории «ха-Садна,» и ведущие мастер-классов по всему Израилю.
Сопрано саксофон – Мааян Джеймс, 1992 года рождения, выпускник Иерусалимской музыкальной академии, класс профессора Герша Геллера по классическому саксофону, учился также в классе Ган Лева в Тель-Авивской консерватории. Служил в оркестре ЦАХАЛа, после окончания армейской службы продолжил учебу во Франции и Брюсселе. Мааян играл в качестве солиста с симфоническими оркестрами Хайфы и Раананы, выступал в Европейском парламенте в Брюсселе.
Сегодня, кроме выступлений в качестве солиста и с различными музыкальными коллективами, Мааян преподает музыку в Иерусалиме, Эйлате и кибуце Йотвата.
Альт-саксофон – Зив Саламе, родился в Акко в 1986 году, живет и работает в Иерусалиме. Член Союза израильских композиторов, чьи произведения исполняются в Израиле и за рубежом. Преподает классический саксофон в Иерусалиме и Тель-Авиве («Штрикер»). Выступает в качестве солиста и в составе различных музыкальных составов и оркестров, среди которых – Иерусалимский оркестр и Израильский симфонический оркестр.
Тенор-саксофон- Ган Лев, родился в 1969 году. Начал учиться игре на саксофоне в 10-летнем возрасте. С 1986 по 1991 год играл в квартете Альберта Пиаменты. Учился в Париже и Нью-Йорке. Впервые солировал в 1994 году с симфоническим оркестром Израиля. За годы своей карьеры выступал со всеми крупными музыкальными коллективами Израиля, много раз с премьерами произведений современных композиторов..
Гастролировал в различных странах Европы, США, Японии, Индии, Таиланде и Австралии. В 2000 году основал класс классического саксофона в Иерусалимской академии музыки и танца. Ган Лев также преподает в консерватории «ха-СаднаА» в Иерусалиме.
*****
Израильский Вокальный Ансамбль и трио саксофонов (Ган Лев – тенор-саксофон, Мааян Джеймс – сопрано-саксофон, Зив Саламе – альт-саксофон)
Концерт № 3
И.С. Бах: «Хорошо темперированный клавир»
Дирижер: Юваль Бен-Озер
Фортепиано: Охад Бен-Ари
Хайфа, зал «Раппопорт»: суббота 7/3/20 | 20:00
Билеты: 130 шек / 116 шек для имеющих право на скидку
Центр сценических искусств Раананы: вторник 24/3/20 | 20:30
Билеты: 110 шек / 100 шек для имеющих право на скидку
Тель-Авивский музей изобразительных искусств: пятница 27/3/20 | 13:00
Билеты: 135 шек / 115 шек для имеющих право на скидку
Заказ билетов – http://bit.ly/32jBXC7. Либо на сайте Израильского Вокального Ансамбля – nive.co.il, или по телефону 074-701 2112
Страница Израильского Вокального Ансамбля в фейсбуке – https://www.facebook.com/TheNewIsraeliVocalEnsemble
Страница мероприятия – https://www.facebook.com/events/539019100158769/
Сайт ансамбля – http://nive.co.il/. Информация об абонементах – 074-7012112
Канал Израильского Вокального Ансамбля в youtube – https://www.youtube.com/user/TheNIVE1
Страница в фейсбуке – https://www.facebook.com/TheNewIsraeliVocalEnsemble
Заказ билетов – http://nive.co.il/shows_board.php
Фотографии – © Дор Эвен-Хен, Markus Fritz, Биньямин Адам – предоставлены «Израильским Вокальным Ансамблем»
Текст – по материалам пресс-релиза “Израильского Вокального Ансамбля”