Заглавная иллюстрация: Хая Грец-Ран. Поля. Масло на холсте. 2011
«Даже скалы разрушаются, внушаю я тебе.
Говорю тебе – когда камни разбиваются, это всегда внезапно – и не из-за старости.
А что же говорить про людей?
Далия Равикович. Из стихотворения «Гордость»
Мне, я уже не раз то ли радовалась прилюдно, то ли жаловалась конкретно, приходят десятки рассылок в день – про выставки, музеи, танцы с песнями, про концерты и спектакли, и даже про политиков. Объять необъятное невозможно, иногда на то, чтобы прочитать строчку (одну из десятка тысяч) нет ни секунды, но сообщение о закрытии 29 июля выставки «Хранительница хрупких скал» Хаи Грец-Ран в музее «Бейт ха-Шомер» в кибуце Кфар-Гилади в Верхней Галилее я заметила (а где письмо об открытии выставки, канувшее в информационном потоке? – риторический вопрос в никуда).
Короче, выставка еще открыта. Тем, кто едут в отпуск не в пылающую 39-градусную Европу, а на наш север, советую ее посмотреть. В пятницу, 29 июля, в 11:00 на выставке пройдет встреча с самой художницей Хаей Грец-Ран, историком Муки Цуром и председателем амуты по сохранению наследия движения «ха-Шомер» Гидеоном Гилади.
Хая Грец-Ран (http://www.graetz-ran.co.il ) – израильская художница, специализирующаяся в области фигуративной живописи. Она родилась в 1948 году в Холоне, живет и работает в кибуце Шаар ха-Амаким около Кирьят-Тивон. Ее работы неоднократно выставлялись на аукционах, выставках, музеях – везде. Грец-Ран училась в Бейт-Берл, в колледже Тель-Хай, в Технионе и Хайфском университете. Изучала ювелирное дело, рисунок и графику, философию. Экспонируется в известных музеях и галереях Израиля, Европы, Японии и США. Творчество Хаи Грец-Ран изучается в рамках программы «Истоки изобразительного искусства», которая была инициирована в 2017 году отделом изобразительных искусств министерства образования Израиля. Она читает лекции в художественных колледжах и университетах, преподает и творит в своей студии в кибуце Шаар ха-Амаким.
Многие из работ Хаи Грец-Ран считаются феминистскими, точнее бунтующими против зацикленной самой на себе израильской мужской арт-сцене, женским голосом в мужской сионистской живописной гегемонии. Так считает куратор, а зрители просто скажут – отличная живопись! Да, очень женская, где-то сентиментальная, где-то страшная, запоминающаяся мгновенно.
Грец-Ран – не просто художница, она еще и исследовательница, работающая не только с кистью и красками, но и с личными дневниками, предметами прошлого и старыми фотографиями – историческими снимками, найденными в семейных альбомах, в архивах. Ее живопись – наивная и простая на первый взгляд, насквозь пронизана жесткой, а иногда и жестокой реальностью, израильской историей, сложными ассоциациями. Она оживляет прошлое и инициирует своими работами этическую и политическую полемику на, казалось бы, ушедшие в забытье темы. Ее картины – элегантны и изящны, и в то же время поднимают вопросы о памяти и ностальгии, пробуждают пласты ушедших времен через живопись, рассказывают об идиллическом обществе и зарождении кибуцев, о том, как это было на самом деле.
Скалы и камни на ее картинах на выставке «Хранительница хрупких скал» насыщены (и пресыщены) человеческими качествами, уподоблены состояниям человека. Но и тут не обошлось без исторических аналогий – с женщинами-халуцианками первых волн алии, с душевными кризисами, с преданностью, с движущей силой перемен. Грец-Ран разбирает на фрагменты старые фотографии и снова собирает их на холсте, внося персонажей в свою личную историю, историю сострадания и нежности, умирающих мифов и возникающего вновь и вновь микрокосмоса самой художницы.
Невозможно не связать настроение, атмосферу этой выставки с музеем «Бейт ха-Шомер» в Кфар-Гилади, ведь, согласно мифу, движение «Ха-Шомер» выступало за равенство женщин – по крайней мере в том, что касалось «воевать и строить, пахать и собирать». В письме, написанном в 1918 году и адресованному руководству «Ха-Шомер», женщины возражали против того, что им не разрешают быть сторожами, не допускают к принятию всех решений, скрывают часть секретов. Они – халуцианки, 20-летние еврейки из России – стремились во чтобы то ни стало стать интегральной частью всего, что происходило в организации и в стране, стать равноценными партнерами во всём. Хая Грец-Ран продолжает тот незаконченный диалог. И еще – этой теме был посвящен симпозиум на выставке. Его тексты – интереснейшие. Часть их можно найти на странице фейсбука музея «Бейт ха-Шомер».
Кстати, в Кфар-Гилади – два краеведческих музея: Бейт ха-Ришоним, одно из первых восьми исторических зданий, построенных здесь в двадцатых годах прошлого века, и музей «Бейт ха-Шомер», основанный в 1968-м году в Кфар-Гилади, на склоне холма, с которого открывается потрясающий вид на долину Хула, Голанские высоты, на горы Хермон и Нафтали. Экспозиция этого музея переведена в основном в аудиовизуальные и мультимедийные материалы, рассказывающие об истории организации самообороны Ха-Шомер, созданной на базе основанной в 1907 году организации Бар-Гиора, и ее деятельности в поселениях Эрец-Исраэль в Палестине и защите еврейского ишува.
Но в «Бейт ха-Шомер» помимо экранов есть старые фотографии – Авраама Соскина, Лео Кана, других фотографов старого ишува, и скульптуры Батьи Лищанской. Есть «слик» и есть документальные фильмы.
Этот музей не фокусируется исключительно на военной стороне деятельности Ха-Шомер, но подает историю организация безопасности ишува, историю поселений и историю семей, построивших Кфар-Гилади. И историю женщин – тех, кто требовал равноправия для женщин в организации «Ха-Шомер» и добившихся его.
Кстати, этот музей был основан самими ха-шомерцами – последними представителями движения – Меиром Спектором, Рахель Янаит Бен-Цви и Нахумом Хоровицем. Здание музея было спроектировано в виде сторожевой башни – с видом на Галилейский выступ и на «Хацер Тель-Хай».
https://www.facebook.com/hashomermuseum1907
https://museums.mod.gov.il/sites/Hashomer
Кураторы выставки «Хранительница хрупких скал» : Зохар Монсонго и Босмат Реувени-Зееви. Главный куратор «Бейт ха-Шомер» – Офер Борд
Маша Хинич. Источник иллюстраций – страница фейсбука музея «Бейт ха-Шомер» https://www.facebook.com/hashomermuseum1907