Два года назад израильская публика открыла для себя чудо Ян Липин. Тогда культовая хореограф и танцовщица впервые представила на сцене Оперного театра Тель-Авива уникальный балет «В осаде».
Ян Липин – чудо сродни мистике, тайне. Когда смотришь ее спектакли, ее танец, на нее саму, то не веришь, что это чудо происходит и проходит рядом с тобой, перед твоими глазами. Но ее виртуозный и трепетный танец – ритуальный, медитативый, этнический, сакральный, традиционный, современный – ему подойдут все определения, действительно существует, это не сон, это – реальность. Это – нирвана. Танец Ян Липин запоминается навсегда, задевает чувства, впечатляет, запоминается. Его хочется видеть вновь и вновь. И вскоре это произойдет. В Израиль вновь приезжает Ян Липин, на сей раз со своей постановкой «Весна священная», премьера которой прошла в Шанхае в 2018 году, после чего, балет был показан в Лондоне, Москве, Эдинбурге и Австралии.
«Весна священная» на музыку Игоря Стравинского – культовый балет. По своему содержанию и по своему месту в искусстве 20 века. В 1913 году этот балет дягилевских «Русских сезонов» в постановке Вацлава Нижинского ознаменовал начало эпохи модернизма в искусстве танца. Но Ян Липин поставила спектакль так, будто нет никакой устоявшейся традиции. Ян Липин использует музыку Стравинского только в средней части своей трехактного спектакля. Музыка к первой и к третьей частям спектакля написана с восточным изяществом композитором Хэ Сюнтянем на основе тибетских мелодий и песнопений. Сама же постановка полна тибетских же и китайских символов – символов веры и природы, круговорота жизни. Этот вечный цикл жизни и смерти един – что для Руси, что для Тибета, что для Китая. Он един для всего универсума, и, пожалуй, именно об универсальности всего сущего и рассказывается в далекой от хрестоматийности «Весне священной» Ян Липин.
Рассказывается через танец, движение, музыку, через золотые слитки-иероглифы, устилающие сцену, которые тибетский монах складывает в мантры и слова, дающие людям веру (вес и значимость слова тяжелее и существеннее веса золота. Все спокойно, пока они разложены в определенном порядке. Но стоит их перемешать – и наступает хаос). Рассказывается через буйство красок, костюмы, эротику, страсть, аксессуары. Может даже через левитацию. Через все, что только может быть на сцене. Через виртуозность, экзотику, трепетность и эмоциональность. Через роскошную, эклектичную и неспешную фантазию Ян Липин.
«Жизнь и смерть – одно целое, – говорит Ян Липин. – Все в моем балете: от пластики до грима подчинено главному – возрождение неизбежно. Я хотела сказать миру, что не только Европа знает Стравинского. Его музыка знакома даже малым народам Китая. Мы не только можем обыграть ее, но еще и рассказать о нирване, тибетском буддизме, абстракции физической вселенной, где время, пространство и жизнь сосуществуют как единый цикл. Люди Востока верят, что смерть – это не конец. И как времена года сменяют друг друга, умирая зимой, человек воскресает по весне. Наша история, в отличие от истории Стравинского, которая завершается жертвоприношением, показывает весь путь от увядания к воскрешению».
Поклонники считают Ян Липин самым красивым, идеальным существом из когда-либо живших на Земле. Ей слегка за 60 лет, но она по-прежнему грациозна, вне возраста, она молода и легка – настоящая «Душа павлина» (так называется прославивший ее танец). Миниатюрная китаянка с тонкими чертами лица, почти прозрачная. Ян и вправду само олицетворение гармонии, любви и красоты. Ее танец считается шедевром китайского искусства, которому рукоплескал весь мир, а Ян Липин уже при жизни стала легендой.
Она завоевала множество престижных наград за свой танец «Душа Павлина», за свои хореографические и кинопостановки, но ее путь к успеху был непростым. Ее родители развелись, и она начала поддерживать мать в раннем возрасте, помогая разводить овец и заботясь о младших сестрах и братьях (Ян Липин – старшая из четырех детей в семье). Танцы были единственным способом выразить чувства – танцы босиком, после работы в поле. Когда жители ее деревни обнаружили танцевальный дар Ян Липин, то решили, что она станет деревенской «бимо» – ведьмой, которая танцует и поет заклинания, чтобы изгнать злых духов. Но когда ей исполнилось 12 лет, Ян поступила в театральную труппу в городе Сишуанбаньна в провинции Юньнань, куда переехала ее семья. Пятнадцать лет спустя, в 1986 году, она прославилась в одночасье, исполнив свой танец «Душа Павлина» на национальном конкурсе, и с тех пор ее так и называют – «Принцесса павлин». Кстати, павлин – тотем народа бай – той относительно немногочисленной этнической группы, к которой принадлежит Ян Липин.
Ян Липин не получила ни академической, ни профессиональной подготовки. Все ее танцы в основе своей – народные. «Практические знания приходят из жизненного опыта. А вот академические методы искажают уникальное видение и индивидуальность. Современный танец ассоциируется с болью и страданием, а мои танцы показывают прекрасную сторону жизни» – говорит Ян Липин, для которой танец – это священный ритуал, жизненная необходимость.
Ритуал – его суть одинакова везде, в какой бы интерпретации он не был бы подан. На сей раз через языческое ритуальное жертвоприношение, через культуру и философию Азии. В основу балета Стравинского, премьера которого прошла в 1913 году, лёг сон автора, в котором он увидел древний ритуал – молодая девушка в окружении старцев танцует до изнеможения, чтобы пробудить весну, и погибает.
Основная идея «Весны священной» – колесо жизни и смерти – прекрасно ложится на восточную идею реинкарнации, на вопросы цикличности жизни, неотвратимости смерти и долга. В хореографии Ян Липин передана и многогранность идей Востока, и древние легенды и история Китая, гармония природных и божественных стихий, легенда о тысячерукой защитнице всех живых существ богине Гуаньинь, о богине тибетского буддизма Думу-Тара. Жизнь и смерть заключены в единый бесконечный круг.
Художник-сценограф Тим Йип (получивший «Оскара» за фильм «Крадущийся тигр, затаившийся дракон») соткал сцену из фантазии и мифологии. Пространство земли и неба – это единое целое, метафоры природы, земные стихии.
Для своего спектакля Ян Липин собрала команду, в которую вошли представители Китая, Великобритании, Италии, Голландии и Индии. Свет ставила Фабиана Пиччоли, видео – художник Тобиас Греммлер. Креативный продюсер – Фарук Чаудри, драматург – Гелуо Лян.
*****
«Весна священная». Компания современного танца «Павлин» (Китай). Хореограф – Ян Липин
Мировая премьера: 19 октября 2018 в рамках Международного фестиваля искусств в Шанхае (Китай)
Хореограф-постановщик: Ян Липин
Музыка: Игорь Стравинский, Хэ Сюнтянь
Сценография и костюмы: Тим Йип
Свет: Фабиана Пиччоли
Видеопроекции: Тобиас Греммлер
Драматург: Гелуо Лян
Исполнительные продюсеры: Натан Ван, Джейн Ян
Креативный продюсер: Фарук Чаудри
Технический продюсер: Сандер Лунен
Менеджер проекта: Макс Ма
Постановка: компания современного танца «Павлин»
Совместная постановка Международного фестиваля искусств в Шанхае; театра Сэдлерс Уэллс в Лондоне; Мельбурнcкого и Эдинбургского международных фестивалей; Брисбенского фестиваля; фестиваля «Стэнфорд Лайв»; Китайской ассоциации танцовщиков; театра «Поли» (Пекин); Forever Solo Art
5 февраля 2020 года, среда, 20:00
6 февраля 2020 года, четверг, 20:00
7 февраля 2020 года, пятница, 13:00
8 февраля 2020 года, суббота, 21:00
Заказ билетов в кассе «Браво»: http://bit.ly/2CYZfB8 или по телефону 03-6927777.
Автор текста: Маша Хинич. Фото: © Yijian Li
Пиар-агентство: Sofia Nimelstein PR & Consulting