В 1988 году я впервые услышал это имя – Юлиан Рахлин. Мы еще жили в Союзе, но, благодаря горбачевской гласности, в официальную прессу стали просачиваться новости западной культуры. Одна из них была о победе юного австрийского скрипача с явно русскоязычными именем и фамилией на конкурсе в Амстердаме. Фамилия запомнилась еще и потому, что для меломанов была давно известной – Натан Рахлин был одним из самых известных советских дирижеров и по-настоящему легендарным. Прошло несколько лет, и я, уже житель Иерусалима, оказываюсь в Биньяней ха-Ума на концерте Израильской филармонии, с которой солирует Юлиан Рахлин. Выяснилось, что он родом из Вильнюса, его родители (мать, Софья – пианистка, отец, Михаил – виолончелист) хорошо знакомы многим израильтянам, приехавшим из Вильнюса же еще в 70-е годы, и, что Юлиан – ученик Бориса Кушнира, профессора в Вене, выпускника Московской консерватории, но изначально – киевского мальчика, ученика Лазаря Федоровича Бендерского, сидевшего на том концерте буквально рядом со мной. Замечательный педагог, после войны не состоявшийся, как исполнитель, был блистательным детским педагогом, воспитавшим плеяду музыкантов сначала в Киеве, затем в Иерусалиме. Увы, в биографиях этих музыкантов имя Бендерского отсутствует, хотя в разговорах Борис Кушнир всегда вспоминает первого учителя.
Биография Рахлина – классическая биография вундеркинда со счастливой судьбой. Сначала – блистательная, виртуозная игра ребенка, потом юноши. Затем – несколько лет «проходных», когда публика по инерции рукоплещет, оркестры по инерции приглашают (особенно в Израиле, где Рахлина сразу же признали своим). Думаю, что к концу 90-х этот период закончился. 13 мая 1998 года Юлиан играл концерт Брамса с Иерусалимским симфоническим оркестром под управлением Юрия Арановича. Концерт был особым – в этот день исполнялось 65 лет дирижеру, всю жизнь боготворившему Натана Рахлина. До сих пор неясно – родственники дирижер и скрипач или нет, но Арановичу хотелось, чтобы была родственная связь между ними, поэтому в моей статье о том концерте Юлиан (со слов Арановича) назван внучатым племянником дирижера. Вот несколько слов Юлиана после того концерта: «У нас было много репетиций, и мы смогли со всех сторон проработать этот концерт и, по-моему, получилась неплохая интерпретация. Я играл концерт Брамса с очень многими большими дирижерами, но играть с маэстро Ароновичем – особое и огромное удовольствие». Через несколько месяцев я впервые услышал Рахлина в камерной музыке – это было на фестивале камерной музыки, организованном Еленой Башкировой в Иерусалиме, и это было трио Шостаковича вместе с Бронфманом и Майским. В том же году по совету одного из лучших современных дирижеров Мариса Янсонса Юлиан стал заниматься дирижированием и, весьма успешно, продолжает заниматься этим загадочным ремеслом по сей день, добившись немалых успехов. Скрипку при этом он не оставляет, добавив еще и альт. Рахлин вырос в настоящего большого музыканта с широким и разнообразным репертуаром. Он играет старинную музыку и концерты Пендерецкого (один из них ему посвящен), он дает много сольных концертов и участвует в камерных ансамблях. Среди его партнеров Кремер и Башмет, Имаи и Андснес, среди дирижеров, аккомпанирующих Рахлину, Мути и Ливайн, Хайтинк и Мета… В предстоящих в Израиле концертах Юлиан Рахлин выступает с постоянным приглашенным дирижером Израильской филармонии Джанандреа Нозеда.
Маэстро Нозеда 52 года, за которые он успел закончить Миланскую консерваторию, выиграть конкурс в Мадриде, несколько лет проработать вторым дирижером у Гергиева в Мариинском театре, стать главным дирижером оркестра BBC и Туринской оперы и, работая регулярно в Израиле с 2011 года, покорить сердца здешних меломанов. Нозеда – дирижер не только по образованию, но и по призванию, в нем (в отличие от большинства его коллег) есть то, что отличает настоящего дирижера и что невозможно сформулировать вербально.
Нозеда, Рахлин и ИФО с 17 до 22 февраля дают шесть концертов в Израиле. Юлиан играет ми минорный концерт Мендельсона. Композитор в 15-летнем возрасте написал свой первый скрипичный концерт (для скрипки и струнного оркестра), а в 1838 году задумал и начал писать концерт для скрипки и симфонического оркестра, вдохновленный мастерством своего друга, великого скрипача Фердинанда Давида. Закончил его Мендельсон только в 1845 году, вдохновленный еще одной дружбой. Вернее, больше, чем дружбой – страстной влюбленностью в шведскую певицу Дженни Линд, покорившую Берлин, исполняя заглавную роль в «Норме», которой дирижировал Мендельсон. В начале года, после их совместных выступлений, композитор стремительно завершил концерт, премьера которого состоялась 13 марта в Лейпциге. Дирижировал автор, солировал Давид. Успех был колоссальным, ничто не предвещало приближение смерти – в 1847 году 38-летний композитор скончался, а его ми минорный концерт стал самым популярным сочинением Мендельсона и, наряду с концертами Бетховена, Брамса и Сибелиуса, одним из наиболее исполняемых скрипичных концертов.
Мендельсона Рахлин сыграет в четырех концертах и еще в двух – популярнейшие «Времена года» Вивальди и обретшие популярность в последние годы «Времена года в Буэнос-Айресе» Астора Пиаццолы. Также в программах прозвучат три гениальных русских опуса – «Жар-птица» Стравинского, Первая, «Классическая» симфония Прокофьева, сюита Прокофьева из музыки к кинофильму «Поручик Киже» и музыка к фильму «Дорога» итальянского гения киномузыки Нино Рота.
Официальный сайт Джанандреа Нозеда — http://www.gianandreanoseda.com/
Официальный сайт Юлиана Рахлина — julianrachlin.com
Скрипач Юлиан Рахлин – выступления с Израильским Филармоническим Оркестром. Дирижер — Джанандреа Нозеда.
Тель-Авив, Израильская филармония – Гейхал ха-Тарбут
17 февраля, пятница, 2017, 14:00
Серия «Два часа пополудни в пятницу»
Дирижер: Джанандреа Нозеда
Солист – Юлиан Рахлин, скрипка
В программе:
Прокофьев. Симфония N 1 («Классическая»)
Мендельсон. Скрипичный концерт
Стравинский. Жар-птица (музыка к балету, редакция 1911 года)
Тель-Авив, Израильская филармония – Гейхал ха-Тарбут
18 февраля, суббота, 2017, 20:00
Серия «Классика в субботу»
Дирижер: Джанандреа Нозеда
Солист – Юлиан Рахлин, скрипка
В программе:
Прокофьев. Симфония N 1 («Классическая»)
Мендельсон. Скрипичный концерт
Стравинский. Жар-птица (музыка к балету, редакция 1911 года)
Хайфа, «Аудиториум», 20 февраля, понедельник, 20:00
Дирижер: Джанандреа Нозеда
Солист – Юлиан Рахлин, скрипка
В программе:
Прокофьев. Симфония N 1 («Классическая»)
Мендельсон. Скрипичный концерт
Стравинский. Жар-птица (музыка к балету, редакция 1911 года)
Хайфа, «Аудиториум», 21 февраля, вторник, 20:00
Дирижер: Джанандреа Нозеда
Солист – Юлиан Рахлин, скрипка
В программе:
Нино Рота. La Strada
Вивальди. Времена года в переложении для скрипки
Пьяцолла. Времена года в Буэнос-Айресе
Тель-Авив, Израильская филармония – Гейхал ха-Тарбут
22 февраля 2017, среда, 20:00
Серия «Легкая классика»
Дирижер: Джанандреа Нозеда
Солист – Юлиан Рахлин, скрипка
В программе:
Прокофьев. Лейтенант Киже
Нино Рота. La Strada
Вивальди. Времена года в переложении для скрипки
Пьяцолла. Времена года в Буэнос-Айресе
Тель-Авив, Израильская филармония – Гейхал ха-Тарбут
23 февраля 2017, четверг, 22:00
Серия «Филармония в джинсах»
Дирижер: Джанандреа Нозеда
Солист – Юлиан Рахлин, скрипка
Ведущий – Асаф Харель
В программе:
Нино Рота. La Strada
Вивальди. Времена года в переложении для скрипки
Пьяцолла. Времена года в Буэнос-Айресе
Заказ билетов на сайте restinter.com
Линк на видео: https://www.youtube.com/watch?v=WlQ5cu1l4B4
Cсылки в тему: Скрипач Юлиан Рахлин выступит в феврале с Израильским Филармоническим Оркестром
Скрипач — Юлиан Рахлин. Дирижер — Джанандреа Нозеда. Оркестр – ИФО. Месяц — февраль
Фотографии ( © Janine Guldener и © Julia Wesely) предоставлены пресс-службой