«Как мы выживаем…». Новые выставки в Художественном музее Петах-Тиквы
Участвуют: Тамир Эрлих, Варди Бобров, Айя Бен Рон, Ясмин Варди, Ирит Хеммо, Карам Натур, Анри Сала, Ави Сабаг, Шарон Паз, Исраэль Каббала, Элит Крайз, Ассаф Рахат.
Галерея постоянной коллекции: Дафна Каффеман. Воздушные корни
Верхняя галерея: Таль Шошан: Возьми меня отсюда
Художественный музей Петах-Тиквы представляет 3 новые выставки, открывающиеся 12 августа 2021 года. Эти выставки составляют вместе своего рода музейную «симфонию» под названием «Как мы выживаем» – творческий, новый и вдохновляющий фьюжн-проект, направленный на создание прямого диалога между представленными art-экспозициями и музыкальными произведениями – классическими, модернистскими и современными. Цель этого музейного проекта – разрушение барьеров и стирание границ между музыкой и визуальным искусством, и одновременно – создание музыкального репертуара, соответствующего и общей тематике самих выставок и представленных на них экспонатов. За каждым экспонатом – непростая история его создания и его создателя. И потому ходить по новым выставкам лучше с экскурсией или аудиогидом, и не только внимательно смотреть, но и слушать, и читать, и запастись временем.
Зачем думать о выживании? Выставки в Художественном музее Петах-Тиквы предлагают метафорическое многогранное зеркало, отражающее ситуации, действия и представления о выживании. Основная экспозиция «Как мы выживаем…» – это групповая выставка, посвященная теме выживания человечества как вида, непрерывности существования, выражению постоянного стремления к сохранению «бытия», которое присутствует всегда и во всем. На выставке через художественное преломление представлены различные ситуации, действия и демонстрации методов выживания: выживание то, что формирует сознание и как инстинктивное действие; как временное состояние и как постоянный процесс; как реакция на внешние события и как внутреннее психологическое настроение; как биологическая борьба за выживание сильных по теории Дарвина и как философская мысль о том, что и для чего движет нами на пути к выживанию, зачем мы к нему стремимся.
Рене Декарт утверждал: «Я мыслю, следовательно, я существую»: разум предшествует материи. Тем не менее, зачастую именно телесность отождествляется с существованием, а выживание – это воплощенное во плоти вечное желание существовать, сохранить себя, хотя вопрос «быть или не быть» актуален всегда и потомку пути выживания могут быть как тривиальными и героическими, так и ироническими и критическими, реалистичными и воображаемыми.
Опыт выживания – вот что исследуется на этой выставке – исследуется во всех жанрах искусства, в различных временных пластах и пространствах, во множестве проявлений, историях, формах и образах. Бежать или бороться, биться или замирать – как вести себя в ситуациях реальной угрозы, стресса? Выжить – это не только «быть или не быть» – это еще означает и найти себя между материальным и духовным, между разумом и хаосом, между абсурдом и ложью. И не забыть все это претворить в искусство.
12 участников выставки исследуют тему «выживание» через множественность связей между окружающим миром и человеческим телом, между материей и духом, рассматривая то, как опыт выживания «откладывается» в накапливающихся воспоминаниях, в душевных шрамах после тех или иных травм, в мифах, мечтах и иллюзиях, смешанных с тем, что называется реальностью. Из всего этого возникает постоянно существующее притяжение/неприятие между личностью и коллективом, между импульсивными проявлениями эгоизма и инстинкта самосохранения и моральными ценностями, сочувствием и состраданием по отношению к другому. В представленных на выставке экспонатах и работах опыт физического выживания переводится в выживание образов, в значении искусства как экзистенциального действия: каким образом искусство функционирует?, как сообразуется с механизмом существования? Как образы прошлого проникают в настоящее, изменяя течение времени и воспоминания, модифицируя при этом не только свою форму, но и присущее им прежнее эстетическое и историческое значение?
Вот один из примеров сочетания искусства и музыки: на открытии выставки 12 августа прозвучит «Таксим для флейты» (1968) д-ра Авраама Эйлама-Амзалега (1941). «Таксим» – это вид инструментальной музыкальной импровизации, распространенной на Ближнем Востоке. А инсталляция «Барак Наполеон 12-алеф» Ави Сабага – это сегодняшний взгляд на бараки «Маабарот Наполеон» в Акко в 1960-е годы – одни из последних бараков для новоприбывших той поры. Ави Сабаг репатриировался в Израиль из Марокко, вырос в одном из подобных бараков, в которые расселяли новых репатриантов, и сегодня создает инсталляцию-пространство, где прошлое встречается с настоящим, где пересекаются архивные материалы, воспоминания, документы и исследования, а также фотографии и голоса – в прямом смысле голоса, записанные голоса жителей бараков. «Таксим» – импровизация для сольного исполнения, сочетающая традиции андалузской и западно-европейской музыки, основанная на восточном макаме, одном из видов суфийской музыки; мелодической модели в арабской, иранской и турецкой музыке, диалоге между Востоком и Западом, между старым и новым. Аврааам Эйлам-Амзалег – также уроженец Марокко, композитор, дирижер, музыковед и исполнитель на флейте; один из создателей ансамбля «Мишмор» и Израильского Андалузского оркестра. А дальше – следите за сайтом. За год короны Музей Петах-Тиквы организовал собственный камерный оркестр из 16 музыкантов, который будет играть и музицировать – не постоянно, так как участники оркестра учатся в Академии музыки при Тель-Авивском университете. Все подробности – на сайте музея.
Помимо основной выставки, в музее одновременно проходят еще две персональные выставки: экспозиция Дафны Каффеман «Воздушные корни», расположенная в галерее постоянной коллекции, представляет собой скульптурный кластер – изображения израильских растений и насекомых, созданный из стекла при помощи техники обжига. Кропотливая работа по созданию растений, столь похожих на оригиналы, в соответствии с традициями ботанических и энтомологических иллюстраций, служит решению Каффеман расшифровать сложность растения и насекомых через художественные средства. Каффеман связывает изображения растений с национальной идеологией исследования флоры и фауны Эрец-Исраэль и с образовательным посылом. Пшеница, к примеру, была первым растением, которое она выбрала для создания скульптуры из стекла, как символ культивирования пшеницы в сельском хозяйстве в древности в Эрец-Исраэль, и как символ агрономических исследований в новейшее время. В скульптурный антураж Каффеман включает исторические и новостные тексты, например цитаты из книги «Жизнь растений в экспериментах» (1931 г.) Иегошуа Марголина, учителя естественных наук в сельскохозяйственной школе Микве Исраэль и основателя Биолого-педагогического института в Тель-Авиве. Это необычные тексты – крайние проявления пафоса или невинности, угрозы или отрицания, практичности или формальности.
Выставка Таль Шошан «Забери меня отсюда», расположенная в верхней галерее, переносит зрителей в пространство мастерской художницы, которая оформлена как комната швеи – ее героини. Швея – как персонаж – считает, что благодаря портняжному мастерству и шитью можно преодолеть временность и эфемерность вещей и людей. Таль Шошан работает с различными тканями и материалами – одеждой своей семьи, постельными принадлежностями, полотенцами, одеялами, подушками и ковриками, которые она покрывает слоями бумаги, сшивает, замачивает, высушивает, прорезает. Но шитье позволяет объекту сохранить свои прежние черты несмотря на то, что его сознательно «портят». Мастерская художницы-швеи – это противостояние страхам и переживаниям, и в то же время удовольствие от работы, от ее материальности, приземленности. Хотя название выставки «Забери меня отсюда» без намеков выражает желание вырваться из закрытых пространств, из обстоятельств, в которых мы вынуждены находиться.
На этой выставке звучит четвертый квартет до минор Людвига ван Бетховена (1770-1827). Таль Шошан представляет процесс шитья как средство создания «скелета», который удерживает различные предметы и не дает им рассыпаться. В музыке «скелет» музыкальной темы – это мотив. Для произведений Бетховена характерно развитие сложного мотива, одновременно объединяющего различные части произведения. Этот квартет Бетховена входит в сборник из шести квартетов (соч. 18), сочиненных между 1798-1800 годами. Уже в этом раннем произведении Бетховен соединяет все главы квартета в своего рода «скелет», удерживающий произведение в единой мелодии.
******
«Как мы выживаем…»
Куратор: Ирена Гордон
Открытие: 12 августа 2021 года
Закрытие: 11 декабря 2021 года
Художественный музей Петах-Тиквы
Музейный комплекс, Бейт Яд ла-Баним, улица Арлозоров 30, Петах-Тиква
Часы работы: понедельник, пятница и суббота – с 10: 00 до 14: 00, четверг – с 16: 00 до 20:00.
Вся информация об экскурсиях, встречах с художниками, беседах, лекциях, мастер-классах и мероприятиях для детей на сайте музея – https://www.petachtikvamuseum.com
Фото: Маша Хинич