Заметки по четвергам. Соотношение текст-линия.
Текст — Лена Лагутина. Иллюстрация — Юлия Стоцкая.
«Все, что делает индеец, имеет форму круга, потому что сила мира всегда действует по кругу и все стремится быть круглым. Небо круглое, и земля кругла как мяч, и таковы же все звезды. Ветер, достигая своей величайшей силы, вращается. Птицы строят свои гнезда круглыми, так как их религия та же, что и у нас. Солнце встает и садится снова по кругу. Так же поступает Луна, и обе круглые. Даже времена года образуют великий круг, сменяя друг друга, и всегда возвращаются в свой черед. Жизнь человека – круг от детства к детству, и так происходит во всем, где движется сила».
Черный Олень, оглала сиу
Простите меня за такой длинный эпиграф, он меня просто околдовал, хотя текст, который за ним последует, будет не намного длиннее. Где это я вычитала, даже не помню, но мне просто очень нравится круговая композиция. Кому-то она кажется банальной, стандартной, даже пошлой, а я вижу в ней совершенство созревшего фрукта, которое никогда не надоедает. Круг совершенен по-особенному, совсем не так, как, к примеру, линия, соединяющая две точки, или квадрат. Его совершенство не раздражает, не вызывает внутреннего напряжения. Изображение, написанное на куполе капеллы, всегда красивее, чем то, что перед глазами на полотне – хотя бы потому, что надо смотреть наверх, закинув голову. У круга нет обозначенного начала и конца, как и у времен года – мы ведь не знаем, с какого времени года на самом деле начинается отсчет. Круг таит в себе хитрость, головокружение, обман. Закончилось? Началось? В круге всегда можно начать с середины, скорее всего это будет самое правильное начало.
Если у кого спускало колесо у автомобиля (не если, а когда, конечно – с кем такого не бывало), то он знает, какая это досадная ситуация, мягко говоря. Когда бы это ни произошло, всегда она страсть как некстати. Едешь по шоссе и вдруг слышишь ритмичное «цок-цок-цок» – явно твоя лошадка прихрамывает. Или утром выходишь к машине, а одно колесо опустилось до земли – за ночь из маленькой дырочки вышел весь воздух. И ты понимаешь, что нужно звонить и переносить встречу, на которую ты собрался, очень неудобно. На мое счастье, сосед Давид, верный друг и спаситель, как раз выгуливает своих собак, и через несколько минут уже спешит на помощь, достает домкрат, запасное колесо, меняет все так быстро, что я и глазом не успеваю моргнуть. Но я стою моргаю, моргаю, смотрю, снова моргаю, и никак не могу понять, что это за колесо он мне поставил. Маленькое такое колесико, с желтой серединкой, как у яичницы-глазуньи.
– «Бейгале» оно называется, – говорит Давид, вытирая руки. – Доедешь до мастерской, залатаешь дырку, и тогда сможешь гонять как раньше. А до этого не больше восьмидесяти километров в час. На «бейгале» быстрее нельзя, опасно.
Сказал и уехал. Сам-то быстро уехал, только его и видели. А я как на своей яичнице поеду? Ну ладно по городу, по горкам иерусалимским, а за городом, по скоростному шоссе?
И вот еду я, как крестьянин на телеге, и сама себя уговариваю. А что, говорю я себе – столько интересного вдруг вокруг увидела, чего раньше никогда не замечала, хоть и проезжаю тут каждый день, а то и по два раза. А тут еду неторопливо в самом правом ряду многорядного скоростного шоссе, и смотрю то по сторонам, то на спидометр, который стоит ровно на цифре 80 и ни полмиллиметра больше! Так и не узнала, что там было скрыто за отметкой «80», оказалась девушкой осторожной и боязливой. А может, если б как дала по газу!! И открылись бы мне бездны, вселенные и круги, доселе неизвестные и таинственные, а теперь все мои.