Злата Хершберг-Рупасова – интервью в преддверии 19-го Международного Фестиваля Фелиции Блюменталь
В пятницу 19 мая, в 13:00, в рамках 19-го Международного музыкального фестиваля имени Фелиции Блюменталь в зале «Реканати» Тель-Авивского музея состоится концерт вокального октета под управлением Стивена Коннолли – певца-баса и руководителя прославленного ансамбля The King’s Singers. В программе концерта – музыка Бриттена, Дебюсси, европейские мадригалы, песни английских композиторов, народные и эстрадные песни.
Среди участников октета – молодая певица меццо-сопрано Злата Хершберг-Рупасова, интервью с которой берет Максим Рейдер.
Совсем недавно Злата приняла участие в исполнении оперы Моцарта «Импрессарио» – совместной постановке оперной студии «Вена – Тель-Авив» и Камерного оркестра; выступила в гала-концерте под управлением Зубина Меты и в других концертах. Она – победительница конкурса летней оперной студии IVAI, участница международных конкурсов вокалистов.
Ее имя пока знакомо немногим, но есть все основания полагать, что ее ждет успешная сольная карьера. Злата обладает вокальными и драматическими данными, наделена ясным аналитическим умом и получила разностороннее музыкальное образование.
Злата приехала в Израиль пять лет назад из Нижнего Новгорода, где закончила музыкальный колледж имени Балакирева. Училась там на отделениях теории музыки и вокальном, до этого изучала хоровое дирижирование, а началось ее музыкальное образование, когда ее в пять лет усадили за фортепьяно. Отец Златы – режиссер драматического театра, так что мир сцены знаком и понятен ей с детства. В Израиле Злата Хершберг-Рупасова закончила Тель-Авивскую музыкальную академию по классу Шарон Росторф Замир, признанной израильской певицы и педагога.
Как и всякая певица, Злата надеется выстроить большую международную карьеру, а пока участвует в международных конкурсах, победа на которых может открыть перед ней многие двери, и поет в рамках различных вокальных проектов, одним из которых является Вокальный октет – солисты «Моран». Работа в октете ей нравится – она говорит, что ей по душе профессионализм и разнообразие музыкального материала, характеризующие работу ансамбля.
На вопрос о наиболее близком ей репертуаре Злата отвечает:
– Я люблю русскую оперу – Мусоргского, Римского-Корсакова, Чайковского.
Вокальные циклы Мусоргского у меня в репертуаре – он придал новое звучание русской драматической музыке. В репертуаре и «Царская невеста» Римского-Корсакова. Русская опера – это целый комплекс, не просто музыка со словами, но театр по системе Станиславского. Мне очень нравится работать над характерами героев русских опер: они глубже, чем может показаться на первый взгляд. Конечно, мне помогает знание языка и понимание «загадочной русской души», которая наиболее полно выражается в музыке. Возможно, если бы я на протяжении года позанималась с серьезным оперным педагогом, я смогла бы глубже понять и итальянскую оперу.
Злата добавляет:
– Люблю Малера – он очень подходит моему голосу. И это музыка, все нюансы которой, прописанные в партитуре, можно разбирать часами. Оркестр у него равноценен голосу, певец не главенствует, но вместе с оркестром составляет ансамбль. Петь Малера – непередаваемое ощущение.
Что она думает об актерской игре?
– Оперу надо играть. Когда я работаю с ариями или операми, я рассматриваю оперу как пьесу. Я беру отдельно либретто и отрабатываю его как пьесу и лишь затем обращаюсь к музыкальному материалу. Вот пример из репертуара барокко: я пела арию Disprezzata regina из оперы «Коронация Поппеи» Монтеверди. Это монолог как в драматическом театре, только положенный на музыку. Я не прикасалась к музыкальному материалу, пока не разобрала весь этот драматический монолог с плачем, переходящим из одного состояние в другое и не поняла, почему эти переходы происходят. Когда ты потом берешь в руки ноты, ты понимаешь, что все они в точности отражены в музыке. Я убеждена, что оперный певец во многом должен играть как драматический актер. А поскольку идеи театра вбивались мне в голову с детства, игра стала для меня второй кожей.
Я выбираю новый материал, руководствуясь не только тем, как он может лечь мне на голос, но и в немалой степени тем, насколько мне интересно прожить его, в какое состояние он может привести меня, и что я могу донести до зрителя.
Беседовал Максим Рейдер
********
Напоминаем, что 19-й международный музыкальный фестиваль, носящий имя выдающейся пианистки Фелиции Блюменталь, пройдет в Тель-Авиве сС 15 по 20 мая. Впервые фестиваль состоялся в Тель-Авиве в 1999 году и с тех пор проводятся ежегодно. В программе: камерная, старинная, оркестровая, вокальная музыка и фолк, спектакли, лекции, документальные и художественные фильмы. Участники фестиваля – ведущие израильские и зарубежные музыканты. Место проведения фестиваля – Тель-Авивский музей искусств. Фестиваль также уже не первый год взаимодействует с неделей гитарной музыки и на сей раз на нем выступят такие известные гитаристы как Марчин Дылла из Польши и американо-французский гитарист Стефан Рембель, а также гитарный квартет Cologne.
Фестиваль Фелиции Блюменталь – пожалуй, самый необычный из израильских музыкальных фестивалей. Он обращается к широким кругам любителей музыки, его программы трудно втиснуть в жесткие рамки. Музыка различных жанров – от барокко до фолка, от камерной до джаза, лекции и фильмы о людях искусства дополняют друг друга и создают целостную картину культурной жизни той или иной эпохи. Девиз фестиваля – разнообразие, высокий уровень исполнения и безупречный вкус.
Фестиваль носит имя замечательной польской пианистки Фелиции Блюменталь и посвящен ее памяти. Ее необыкновенная судьба — и судьба ее дочери, художницы и певицы Аннет Селин, увековечившей память о матери в музыкальном фестивале, нашла отражение в его художественной концепции. Эти две незаурядные женщины – граждане мира, связанные с Израилем крепкими узами.
Как всегда, в программе фестивали есть новые имена, новые произведения и редко исполняемая музыка. И, как обычно, программа фестиваля связана с личностью Фелиции Блюменталь, с ее жизнью и ее семьей. Аннет Селин продолжила дело матери. Она организовала в Тель-Авиве музыкальный центр имени Фелиции Блюменталь, при нем – библиотеку. Под эгидой центра и возник 19 лет назад международный музыкальный фестиваль, основательницей и художественным руководителем которого является Аннет Селин. Музыкальная программа фестиваля строится таким образом, чтобы включить в нее любимые произведения пианистки, малоизвестные сочинения и новую музыку, которую для израильской публики исполняют как зарубежные, так и израильские музыканты. Часть израильских исполнителей выступают на фестивале ежегодно, часть зарубежных – возвращаются не в первый раз, создавая фестивальные традиции и подогревая интерес к его программе.
Программа фестиваля 2017:
Все концерты фестиваля проходят в Тель-Авивском музее искусств. По времени они делятся на три группы.
Утренние программы (начало в 10:00 или 12:00) – лекции, показ фильмов или спектаклей.
Концерты, начинающиеся в 17:00 и в 18:30. Продолжительность этих концертов, как правило, час с небольшим. Обычно они проходят в галереях музея. В них участвуют как признанные артисты, так и молодые израильские музыканты.
Вечерние концерты – центральное событие дня – начинаются в 20:30.
Избранные программы фестиваля:
Ecco la primavera («Наступает весна»).
Музыка, песни и танцы стран Средиземноморья эпохи Средневековья и Возрождения в исполнении ансамбля Mezzo и музыкантов из Греции, с участием феноменальной певицы сопрано из Израиля Яэлы Авиталь.
«Марш Дундурма» – концерт-представление для всей семьи
«Дон Кихот отправляется в Вену»
Специальный проект ансамбля La Ritirata (Испания). Фрагменты из опер Антонио Кальдара на романа Сервантеса, 400-летию со дня смерти испанского писателя.
«Кельтские голоса»
Израильский вокальный ансамбль под управлением Юваля Бен-Озера вместе с ансамблем Evergreen Band исполнит народные и шотландские песни и лирические баллады.
Гитарист Стефан Рембель (Франция/США) и ансамбль Swing de Gitanes
Стефан Рембель, один из самых ярких гитаристов-виртуозов нашего времени, которого журнал «Роллинг стоунс» назвал «открытием», а Вуди Аллен пригласил участвовать в создании фильма «Полночь в Париже», вместе с израильским трио Swing de Gitanes исполнит на фестивале цыганскую музыку.
Мюзикл Cats
Лекция и фрагменты из документальных фильмов
Солисты «Моран» и Стивен Конноли
Великолепные израильские певцы молодого поколения Адас Фаран-Асия, Авиталь Дери, Злата Хершберг, Ошри Сегев, Гай Пельц и другие под управлением Стивена Конноли («Кингз консорт», Англия) в программе а’капелла.
Концерт современной музыки
Ансамбль «Мейтар» под управлением молодого израильского дирижера с международной карьерой Юваля Зорна исполнит музыку Шенберга, Равеля и Адамса.
В программе фестиваля также спектакль «Ложка океана» по мотивам творчества польской поэтессы Виславы Шимборской и несколько фильмов, в том числе: «Мистер Тернер» Майка Ли (2014, о художнике Уильяме Тернере) и «Я живу для искусства» об Аннет Селин – ее жизни, творчестве и о фестивале, который она создала.
19-й международный музыкальный фестиваль имени Фелиции Блюменталь.
Тель-Авив, 15-20.05.2017. Сайт фестиваля http://www.blumentalfestival.com/
Полная программа – http://www.blumentalfestival.com/programme-2017-modal/
Заказ билетов: касса «Браво» – http://bestbravo.co.il/search/?producer=268&all=1
(цена билетов – от 45 до 150 шекелей)
Художественный руководитель фестиваля: Аннет Селин
Исполнительный директор фестиваля: Авигайль Арнхайм.
Все материалы и фотографии предоставлены пресс-службой фестиваля
Фото Златы Хершберг-Рупасовой – © Максим Рейдер