Заглавная иллюстрация: Marcel Mariën, The Elusive, 1937. Glass and Bakelite, 17×28×18
Коллекция Сильвио Перлштейна: от дадаизма до наших дней. Выставка в Тель-Авивском музее искусств.
Последние семь десятилетий Сильвио Перлштейн (выросший в Рио-де-Жанейро, живущий между Бельгией, Францией и США) собирал работы выдающихся художников 20-го века. В этой коллекции, отражающей, прежде всего, его личные вкусы, прослеживаются художественные тенденции, превратившие 20-й век в век авангардный, сложный и экспериментальный. 20-й век в коллекции Сильвио Перлштейна – это художники-дадаисты и художники-сюрреалисты, абстрактное и концептуальное искусство, минимализм, поп-арт, arte povera, современное искусство и многое другое, а также уникальная, обширная выдающаяся коллекция фотографий – множество «винтажных» фоторабот, редчайших по своему качеству (и количеству), которые образуют коллекцию внутри коллекции.
На выставке под названием «Знаете ли вы, что искусство не существует» (заметьте, в утвердительной форме, без вопросительного знака) впервые в Израиле представлено более 120 работ из этой потрясающего собрания, в котором оказались работы, ставшие знаковыми art-иконами в ХХ веке, каноническими образцами современного искусства. Эту коллекцию легко назвать и энциклопедической благодаря ее стилевому разнообразию. Безусловно, Перлштейн – выдающейся коллекционер – независимый, любознательный, не боящийся искусства и бросающий вызов привычным нормам. Ему свойственно уникальное сочетание настойчивости, знаний и чистой любви к искусству. Куратор выставки Дэвид Розенберг описывает коллекцию Перлштейна как «мир в себе», который возник из стремления ее владельца окружить себя искусством, которое «тревожит, интригует или беспокоит его».
Коллекция Сильвио Перлштейна – пережиток недавнего времени, которое уже кажется далеким. Более шести десятилетий он покупал авангардное искусство 20-го и 21-го веков, включающее в себя как культовые шедевры, так и непонятные диковинки. Коллекция картин, скульптур и фотографий Перлштейна заполняет каждую стену, нишу и угол его большого дома на окраине Парижа.
Коллекционер, которому за 80, накапливал свое искусство постепенно: «Деньги не имели значения, – говорит он. – Тогда это не был бизнесом. В 1980-е все было почти бесплатно. Сегодня все дело в деньгах». Перлштейн руководствовался своей интуицией и советами опытных, хорошо осведомленных дилеров, а также самих художников.
Хотя, конечно, Перлштейн скромничает. Бернар Блистен, директор Национального музея современного искусства в Центре Помпиду в Париже, писал: «Нет никаких сомнений в том, что коллекция современного искусства Сильвио Перлштейна – одна из лучших, с которыми я когда-либо сталкивался».
В отличие от ведущих коллекционеров наших дней, которые нанимают профессионалов для отслеживания рынка так же усердно, как то делают менеджеры хедж-фондов, Перлштейн сам пробирается через запутанный лабиринт современного искусства, все время ища что-то «ненормальное». Как и положено приверженцу сюрреализма, Перлштейн, по всей видимости, часто руководствуется своим подсознанием и любит приобретать ранние «свежие» работы художников, сделанные прежде, чем художники «окостенели» в воспроизводимом ими стиле. И при всем этом Перлштейн довольно радикален.
Сильвио Перлштейн, которому уже заметно за 80, лично приехавший в Тель-Авив на открытие выставки своих работ, занялся коллекционированием лет в ранней юности, в 1950-е годы, когда его семья, занимавшаяся бриллиантовым бизнесом, вернулась в Бельгию из Бразилии, куда они успели убежать в 1939 году, поняв, что нацизм набирает силу (Перлштейн – третье поколение своей семьи, владеющее алмазодобывающей фирмой в Антверпене). В Бразилии Сильвайн стал Сильвио и выучил португальский язык. Он любил Рио-де-Жанейро, любил играть в футбол на пляже. В цветочном магазине по пути к океану он был поражен в возрасте 15 или 16 лет картиной, которая была «красочной и странной». Владелец не хотел продавать, но Сильвио настаивал. Это было его первое художественное приобретение.
Сегодня, живя в основном в Париже, Перлштейн делит свое время между всеми континентами, руководствуясь как своими деловыми интересами, так и страстью к искусству. Поездки по миру дали ему возможность встречаться со многими художниками, чьи работы составляют коллекцию. В Бельгии он познакомился с Рене Магриттом и поэтом-художником Марселем Бротарсом; в Нью-Йорке – с Вито Аккончи, Брюсом Науманом и Дональдом Джаддом; в Париже – с Ники де Сен-Фалль и многими другими. В 1970-е годы Перлштейн приезжал в Тель-Авив специально, чтобы встретиться с Марселем Янко, одним из основателей дадаизма. Благодаря этой встрече посетители выставки могут увидеть редкий объект, созданный Марселем Янко в период существования кабаре Вольтера. Еще одна встреча необычайной важности, которая привела к дружбе на всю жизнь, произошла случайно летом 1969 года, когда Перлштейн отправился посмотреть выставку Мана Рэя во французском городке Сен-Поль-де-Ванс. Волею судьбы и проливного ливня в тот день в галерее на выставке « Les Invendables» («Непригодный для продажи») не было никого, кроме самого художника. Эта встреча привела к прочной дружбе, и Ман Рэй стал другом и наставником Перлштейна вплоть до смерти художника в 1976 году. Впервые в Израиле на выставке «Знаете ли вы, что искусство не существует» показываются картины маслом Мана Рэя, и предметы, созданные Маном Рэем во время его увлечения дадаизмом.
В 1970-е годы по делам семейного бизнеса Перлштейн часто летал в Нью-Йорк, знавался со многими художниками, которые приглашали его в свои студии. «Тогда художников не интересовали продажи, и вы могли позвонить и просто поговорить с ними», – рассказывает Перлштейн. – Сегодня вам нужно обратиться к секретарше, которая переводит вас к другой секретарше. Вы говорите с десятком людей, чтобы узнать, что того, кто вам нужен, нет в городе».
Темпы приобретения работ замедлились в последние годы. «В последнее время я не нахожу ничего интересного. Может, я старею». Сильвио Перлштейн отказался от своих складских помещений в Париже, Нью-Йорке и Бельгии. Он хочет видеть у себя дома то, чем он владеет.
Объясняя принципы формирования своей коллекции, Перлштейн отмечает: «С 1960-х годов я путешествовал между Европой и США. Я никогда не устанавливал внутренние границы или какие-либо условия, отбирая экспонаты. Я считаю фотографию 1920-х и 1930-х годов столь же увлекательной, как минимализм и концептуальное искусство, и собираю дадаизм и сюрреалистическое искусство с таким же энтузиазмом и любопытством, что и современное искусство. Особенно мне нравятся странные, нонконформистские работы, которые словно бросают вызов и общепринятым вкусам. И еще меня привлекают работы, сделанные с чувством юмора. В Бразилии для определения таких работ есть словечко Esquisito – странное, непонятное, причудливое. И неожиданное. В тех работах, которые мне нравятся, всегда есть что-то неожиданное, некий вызов, может даже насмешка, что-то, что не соответствует вашим ожиданиям, и потому способно поколебать вашу уверенность в том, каким должно быть или могло бы быть искусство».
Название выставки – «Эй! Знаете ли вы, что искусство не существует» – это цитата из текста работы французского концептуального художника Бена Вотье (Ben Vautier) – «Hey! Did you know that art does not exist: all is vanity (ego)» – «Эй, знаете ли вы, что искусство не существует: все суета сует (эго)». Этот текст проявляется (подобно буквам на снимке в проявителе) на длинном узком куске ткани красно-бурого цвета, словно приветствуя посетителей, пришедших на выставку. В этих словах воплощен сам дух коллекции, ведь если искусства не существует, значит, каждый может изобрести его для себя. Эта фраза – как руководство к действию – призывает зрителей освободиться от предрассудков, от «экспертных» интерпретаций и позволяет им непосредственно отнестись к тому, что они видят. И то же время коллекция Сильвио Перлштейна – пища для размышлений: в этом сила и его собрания, и выставки в Тель-Авивском музее, ставшей неким кокетливым забавным подмигиванием академической серьезной истории искусства.
Вот имена некоторых художников и фотографов 20 века, чьи работы представлены на выставке: Арман, Жан-Мишель Баския, Константин Бранкузи, Андре Бретон, Александр Колдер, Сальвадор Дали, Ники де Сен Фалле, Марсель Дюшан, Поль Элюар, Макс Эрнст, Лучо Фонтана, Кит Харинг, Марсель Янко, Василий Кандинский, Сигалит Ландау, Сол Левитт, Рой Лихтенштейн, Дора Маар, Рене Магритт, Ман Рэй, Ирвин Пенн, Энди Уорхолл, Ив Танги и многие другие.
******
Выставка сопровождается обширным каталогом на иврите и английском языке и аудиогидом, в который, помимо прочего, включены записанные воспоминания Перлштейна о его встречах с некоторыми из представленных на экспозиции художниками.
Обратите внимание, что на выставке еженедельно проводятся встречи с кураторами выставки и историками искусства, лекции и экскурсии для всей семьи, даты которых можно найти по ссылке: https://www.tamuseum.org.il/he/exhibition/hey-did-you-know-art-does-not-exist
Дополнительная информация, часы работы и заказ билетов на сайте музея: www.tamuseum.org.il
Приглашенный куратор – Дэвид Розенберг.
Куратор со стороны Тель-Авивского музея – Ноа Розенберг.
Выставка продлится до 7 января 2022 года
Маша Хинич. Все иллюстрации предоставлены пресс-службой Тель-Авивского музея искусств